Задачи по реализации программы самообразования в работе с детьми:
- Формировать первичное представление о истоках народной культуры и семейных ценностей на основе знакомства детей с народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традициями, народными праздниками.
- Использовать малые формы фольклора для развития речи, развития речевого творчества, обогащение активного словаря.
- Развивать коммуникативные качества у детей по средствам народных игр, забав, песен и танцев.
- Формировать уважительное отношение к своей семье, к традициям и обычаям своей семьи.
- Знакомить детей с изобразительными формами народного творчества.
Индивидуальный план самообразования по теме:
Месяц
|
Тема самообразования
|
Форма и срок отчета
|
Сентябрь
|
Подбор и изучение литературы.
Диагностика детей на начало года.
Разработка перспективного плана работы по формированию у дошкольников семейных ценностей и традиций посредством проектной деятельности.
Практикум «Мой проект», и родительское собрание «Семейная гостиная»
|
План самообразования.
Перспективный план.
Результат диагностики.
Конец сентября – начало октября.
|
Октябрь
|
Проектная деятельность по приобщению детей к народным традициям и семейным ценностям.
Подбор материал для создания мини – центра «Народные и семейные традиции»
Диалектическая игра «Кто для кого?» (закрепить представления о родственных отношениях в семье);
Семинар-практикум «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим!»
|
Проекты по заданным темам.
Мини – центр.
Конец октября- начало ноября.
|
Ноябрь
|
Уточнение потребностей детей, их запросов; уровня педагогической грамотности и компетенции их родителей. Изучение мотивационной готовности родителей к сотрудничеству:
- изучение семей воспитанников;
- психолого – педагогические исследования личностных ценностей социальных групп, к которым относятся воспитанники;
- психолого-педагогическое просвещение родителей, обмен опытом;
- проведение социологического опроса (анкетирование, интервьюирование) по темам: «Давайте познакомимся», «Ценности и традиции нашей семьи».
Этические беседы о русском гостеприимстве.
Ко Дню Матери посиделки «У самовара»
|
Папки передвижки.
Консультации для родителей.
Конец ноября – начало декабря.
|
Декабрь
|
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры
Создание альбомов «Семейные традиции», «Наши новые традиции».
Организация дней открытых дверей.
Открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей.
Пропаганда семейных ценностей и традиций, преемственности поколений - праздник - «Новый год у ворот!»
|
Конец декабря
|
Январь
|
Рождественский сочельник
Практическое занятие «Как дети могут заботиться о взрослых»
|
Консультация
Стенгазета
Творческая выставка детских работ
Конец января.
|
Февраль
|
Размещение опыта работы в СМИ
Народные праздники в кругу семьи.
Практикум «Широкая Масленица!».
Участие родителей и детей в совместных социальных акциях.
|
Доклад
Фото выставка.
Конец февраля
|
Март
|
Духовное развитие дошкольников.
|
Консультация.
Конец марта.
|
Апрель
|
Светлая Пасха Организация экскурсии в Никольский Храм.
Практикум для родителей «Семья – как ценность!»
Мастер-класс «Куклы из прошлого поколения»
|
Стенгазета
Папки передвижки для родителей
Конец апреля
Мастер-класс для педагогов.
|
Май
|
Презентации проектов семейного опыта «Наши семейные истории и традиции»
|
Мероприятие с родителями детьми.
Конец мая
|
Перспективный план самообразования в работе с детьми и родителями.
Перечень мероприятий (тематика, форма)
|
Сроки проведения
|
Практикум «Мой проект», и родительское собрание «Семейная гостиная»
|
Сентябрь
|
Диалектическая игра «Кто для кого?» (закрепить представления о родственных отношениях в семье);
Семинар-практикум «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим!»
|
Октябрь
|
Этические беседы о русском гостеприимстве.
Ко Дню Матери посиделки «У самовара»
|
Ноябрь
|
Пропаганда семейных ценностей и традиций, преемственности поколений - праздник - «Новый год у ворот!»
|
Декабрь
|
Практическое занятие «Как дети могут заботиться о взрослых»
|
Январь
|
Практикум «Широкая Масленица!».
Участие родителей и детей в совместных социальных акциях.
|
Февраль
|
Мастер-класс «Мир увлечений моей семьи»
Проведение индивидуальных консультаций «Почта добрых советов».
|
Март
|
Организация экскурсии в Никольский Храм.
Практикум для родителей «Семья – как ценность!»
|
Апрель
|
Круглый стол с родителями по итогам работы «Итог работы за текущий учебный год» (проведение опроса, анкетирования)
|
Май
|
Планируемый практический выход:
- Наличие у воспитанников устойчивого интереса к своей семье, родословной, семейным ценностям и традициям.
- Повышение родительской активности и компетентности в вопросах обучения и развития своего ребенка по данной теме.
3. Применение родителями полученных знаний при организации исследовательской и практической работы с детьми в домашних условиях. В некоторых семьях возобновились давно забытые семейные традиции, в других образовались новые.
4. В результате проектной деятельности (проект «Что за чудо – Колобок?») воспитывать нравственные качества личности, в частности – бережливость, трудолюбие.
Работа по формированию семейных ценностей проводилась в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи. Таким образом, результаты работы позволили нам сделать вывод, что разработанная система мероприятий помогла раскрыть и тем самым обогатить теоретический и практический опыт детей и родителей в семейном воспитании.
Это способствовало изучению лучшего опыта семейного воспитания, пропаганде его среди широкого круга родителей, использованию в работе детского сада положительных методов семейного воспитания, укреплению авторитета педагога в семье и родителей в детского саду.
Заключение.
Планирование самообразования по этому направлению позволит
познакомить детей со старинными обрядами, традициями, песенным и танцевальным творчеством, фольклорным материалом, семейными ценностями и традициями. Одно из условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями – это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащённого пространства предметно – развивающей среды, обеспечивающей погружение ребёнка в социально – культурный опыт народа.
Неоценимым богатством являются изучение народных игр. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества, в них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.
Изучение фольклорных игр, песен, хороводов, уходящие своими корнями в древность, помогают прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.
Опыт приобретенный в результате самообразования показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями русского народа, создаёт положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении. |