Среда
01.05.2024
02:03
Приветствую Вас Гость
RSS
 
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВОСПИТАТЕЛЯ ГАЛИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ БАБИКОВОЙ
Главная Регистрация Вход
КОЛЛЕГАМ »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию

"Развивающие игры и упражнения для будущих первоклассников"

Целью упражнений является развитие детей старшего дошкольного возраста, позволяющее им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.
В процессе работы со старшими дошкольниками решаются следующие задачи:

• обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием;
• развить умения и навыки, необходимые для занятий в начальной школе;
• укрепить здоровье детей, готовящихся к обучению в школе.

Период подготовки к школе является наиболее благоприятным для формирования у будущих первоклассников двигательных, языковых, мануальных, визуальных, слуховых, тактильных навыков. Специально подобранный комплекс развивающих упражнений, выполняемый под руководством учителя и родителей, позволяет добиваться необходимого для обучения уровня развития.

Запоминаем буквы и слова

Упражнения, которые выполняют малыши, направлены на формирование восприятия, внимания, памяти и воображения и проходят они главным образом в ходе развивающих игр.

Педагог заготавливает комплект букв на разноцветных карточках. Такой же комплект готовят с помощью родителей и дети.

Вот некоторые упражнения, которые они выполняют.

· Педагог показывает букву, а ребенок должен быстро ее узнать. Это простейшее упражнение помогает выработать быстроту восприятия.

Показываются одна или две буквы. Ребенок должен запомнить и эти буквы, и цвета карточек, на которых они нарисованы.

· Детям раздаются карточки с изображением недорисованных букв. Им предстоит завершить рисунок.

На столе лежат несколько перевернутых карточек с изображением букв. Ребенок, выбирая любую, должен назвать как можно больше слов, начинающихся с этой буквы.

На выбранную букву нужно вспомнить и назвать за 1-2 минуты слова, где она есть.

· Читается предложение либо стихотворение, а ребенок должен посчитать, сколько раз он услышал ту или иную букву. По мере развития быстроты и объема восприятия скорость чтения увеличивается, и ребенку предлагается

                         сосчитать, сколько раз он услышал в предложении не одну, а две буквы.

· Ребенку за несколько секунд показываются 5-6 букв, записанных в одну строчку (например, КНАСОД), которые он должен запомнить, а потом назвать или написать их.

· В коробку кладут вырезанные из картона буквы. Ребенок, ощупывая их руками, должен узнать, что же это за буквы.

Из цветных карточек с изображением букв на столе выкладывается какой-либо узор. Он несколько секунд показывается детям, а затем им предлагается построить аналогичный рисунок.

Развитие фонематического восприятия, готовности к анализу и синтезу звуко -слогового состава слова

· Игра «Звуки громко пропоём мы с мячом моим вдвоём»

Педагог предлагает детям повторить ряд гласных, согласных звуков; слогов (с мячом)
а) а-а-а, о-о-о, у-у-у…
б) а-а-о, у-у-ы, и-у-у…
в) а-о-а, у-и-у, т-п-т…
г) а-и-о, у-ы-а, с-м-ч…
д) с-ш-с, ч-ц-ч, р-л-р…
е) ам-ам-ам, ор-ор-ор, ут-ут-ут…
ж) ас-ас-ос, ул-ул-ын, ик-ук-ук…
з) ац-оц-ац, уш-ум-уш, то-по-то…
и) ар-ир-ор, ум-им-ам, си-ми-чи…
к) со-шо-со, ча-ца-ча, ру-лу-ру…

· Задание «Повторить только те слова, которые начинаются со звука «а» («о», «р» и т.д.) или которые содержат звук «т» («с», «ы» и т.д.)

1. Педагог: аист, Оля, Аня
Ребёнок: аист, Аня
2. Педагог: Петя, игра, сок
Ребёнок: Петя

· Задание «Подобрать слова, начинающиеся с заданного звука или слога»

а) без обобщения
б) с обобщением (на определённую тему)

· Игра «Звуковая цепочка»

Педагог: Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.
Педагог называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова – начало следующего.
Например: весна-автобус-слон…

· Игра «Слог да слог – и будет слово – мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Педагог говорит детям: Я произнесу первую часть слова, а вы вторую:
са-хар, са-ни. Затем учитель поочерёдно бросает мяч детям и говорит первый
слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово.
Вариант 2. Педагог бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «сы» или «ши», «со» или «шо». Ребёнок заканчивает слово.
Например: ша- шары
са- санки
шо- шорох
со- сорока

· Игра «Мяч поймай – слово составляй»

Педагог бросает каждому ребёнку мяч, называя звуки задуманного слова, а дети образуют слова
Например, М, А, К – МАК.

· Задание «Что изменилось?»

Педагог произносит пары слов, а дети говорят, что изменилось.
Например: дом-дым, мышка-мишка, корка-горка, сон-слон, жаль-шаль, мех-смех, рад-ряд, угол-уголь, тук- так, тук-стук, ветер-вечер.

Вот далеко не полный перечень тех игровых упражнений, которые выполняют дети с буквами.

Учимся считать

С помощью развивающих игр идет и обучение математике. Вот некоторые примеры. Ребенок в полном объеме должен представлять каждое число. Педагог, родители совместно с детьми изготавливают карточки, на которых кружочками обозначены различные числа. Карточки учителя должны быть видны всем, карточки же детей изготовляются таких же размеров, как и алфавит.

На одном из комплектов карточек кружочки должны быть разрисованы различными цветами. Рассмотрим это на примере числа пять.

К - красный, С - синий, Ж - желтый; Как правило, в шестилетнем возрасте дети уже имеют представление о числах по крайней мере до 10. Вот некоторые примеры: На столе раскладываются карточки и цифры:

В коробке или на столе находятся несколько карточек.

Ребенок, не глядя, дотрагиваясь до них руками, определяет числа. Это задание интересно выполнять на время.

Перед началом выполнения упражнения договариваются, что зеленые кружочки, например, будут указывать, сколько раз нужно хлопнуть в ладоши, желтые - подбросить мяч, красные указывают, сколько раз надо присесть и т.д.

Ребенку показывается карточка, где два зеленых кружка и один красный. Он должен два раза хлопнуть в ладоши и один раз присесть. Постепенно задания усложняются. Например, показывая число 10, состоящее из двух кружков зеленого цвета, шести - желтого и двух - красного, можно попросить выполнить задание в указанной последовательности или предварительно определить сумму кружков, а потом выполнить действия.

Показав расположение, а потом, перемешав карточки, учитель просит детей восстановить порядок. Ребенок, знающий цифры, выполняет это довольно быстро. Если есть трудности, то задание повторяется несколько раз.

Поочередно показывается либо число, либо цифра.

Ребенка просят столько же раз выполнить какое-либо действие: хлопнуть в ладоши, подпрыгнуть, присесть, сделать столько шагов, наклонов.

Просят назвать слова, состоящие из трех, четырех и т.д. букв.

Называется слово, детей просят сосчитать, сколько в нем букв.

Условия выполнения этого задания изменяются в зависимости от уровня развития ребенка.

• С интересом выполняют учащиеся и другие задания. Например, представьте все варианты, как можно нарисовать число 7.

Выполняемые упражнения позволяют в ходе игр усвоить закономерности сложения и вычитания.

Приведенные примеры далеко не полностью отражают все содержание обучения и методику будущих первоклассников, но кое-что полезное и нужное, надеюсь, подсказывают.

Логопедические упражнения часто необходимы каждому второму ребёнку, идущему в школу.

· Задание «Какой звук чаще всего слышишь?»

Педагог произносит чистоговорку, а ребёнок называет тот звук, который он чаще всего слышит в ней.
*У Сени и Сани в сетях сом с усами.
*Зойкиного зайку зовут Зазнайка.
*Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.
*Мороза моржи не страшатся, моржи на морозе резвятся.
*Про пёстрых птиц поёт петух, про перья пышные, про пух.
*Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.
*Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел.
*Скажи потише: «Шесть мышат», - и сразу мыши зашуршат.
*Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
*Кот копеек накопил, кошке козочку купил.
*Во дворе горка, под горой норка.
*На дворе трава, на траве дрова.

· Задание «Чистоговорки, скороговорки, приговорки»

Педагог просит детей повторить чистоговорки, скороговорки, приговорки: быстро, чётко, громко, выразительно
*По семеро в сани уселись сами.
*Шишки на сосне, шашки на столе.
*Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.
*На берёзе галка, на берегу галька.
*Дятел дуб долбил да не додолбил.
*Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.
*Три сороки тараторки тараторили на горке.

Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса

· Игра «Мяч бросай и животных называй»

В зависимости от темы игры возможны варианты: назвать фрукты, овощи, ягоды и т.д.
Вариант 1.
Педагог называет обобщённое понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч Педагог, должен назвать относящееся к этому обобщающему понятию предметы.
Обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды, деревья, домашние животные, дикие животные, перелётные птицы, зимующие птицы, мебель, посуда, одежда, обувь, игрушки, инструменты, транспорт.
Вариант 2.
Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.
Педагог: огурец, лук, репа, а дети – овощи.

· Игра «Животные и их детёныши»

Бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч педагогу, называет детёныша этого животного.
Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.
Группа №1 Группа №2 Группа №3
у тигра - тигрёнок у медведя - медвежонок у коровы - телёнок
у льва - львёнок у верблюда - верблюжонок у лошади - жеребёнок
у слона - слонёнок у волка - волчонок у свиньи - поросёнок
у оленя - оленёнок у зайца - зайчонок у овцы - ягнёнок
у лося - лосёнок у кролика - крольчонок у курицы - цыплёнок
у лисы - лисёнок у белки - бельчонок у собаки – щенок

· Игра «Кто как разговаривает»

Педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос.

Педагог: Дети:
Корова мычит
Тигр рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака лает
Волк воет
Утка крякает и т.д.

· Игра «Чей домик?»

Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, учитель задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Педагог:
Кто живёт в дупле? Кто живёт в скворечнике? Кто живёт в гнезде? Кто живёт в будке? Кто живёт в улье? Кто живёт в норе? Кто живёт в логове? Кто живёт в берлоге?

· Игра «Кто как передвигается?»

Педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на вопрос ответить.
Педагог: Дети:
Летают Птицы, бабочки, жуки, мухи…
Плавают Рыбы, дельфины, киты…
Ползают Змеи, гусеницы, черви…
Прыгают Зайцы, кузнечики, жабы…и т.д.

· Игра «Кто, чем занимается?»

Бросая мяч ребёнку, учитель называет профессию, а ребёнок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.
Учитель - ученик: строитель - строит, повар - варит, носильщик - носит, рабочий - работает, художник - рисует, фотограф - фотографирует, продавец - продаёт, охотник - охотится, парикмахер - стрижёт, маляр - красит, врач - лечит, учитель - учит, прачка – стирает, пианист – играет, пастух – пасёт и т.д.

· Игра «Лови и бросай, да цвета называй»

Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Работа проводится с основными цветами и их оттенками.

Педагог: Дети:
Красный мак, огонь, флаг…
Оранжевый апельсин, морковь…
Жёлтый солнце, репа…
Зелёный огурец, трава, лес…
Голубой небо, незабудки…
Синий море, колокольчик…
Фиолетовый слива, сирень…

· Игра «Что бывает круглым?»

Перебрасывая мяч детям различными способами, учитель задаёт вопрос, на который ребёнок, поймавший мяч, должен ответить.
Педагог:
1. Что бывает круглым?
2. Что бывает длинным?
3. Что бывает высоким?
4. Что бывает зелёным?
5. Что бывает холодным?
6. Что бывает гладким?
7. Что бывает сладким?
8. Что бывает шерстяным?
9. Что бывает колючим?
10. Что бывает острым?
11. Что бывает лёгким?
12. Что бывает глубоким?

Педагогу важно иметь представление о степени развития образных представлений, сенсорного развития, развития наблюдательности, памяти, воображения ребёнка. Не менее важно педагогу оценить запас знаний ребёнка по отношению к школе, к сверстникам и взрослым, поэтому важно, что при проведении подготовительных занятий с будущими первоклассниками педагог в игровой форме может самостоятельно проверить, то, что его больше настораживало в том или ином ребёнке. И я надеюсь, что представленные мною игры и упражнения помогут провести подготовку с пользой для себя, родителей и детей.

Литература:

  1. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – Москва: Просвещение, 1989.
  2. Волина В.В. Занимательное азбуковедение: книга для родителей, учителей и милых детей.– Москва: Просвещение, 1994.
  3. Гредасов В.Н. Преемственные связи в работе детских дошкольных учреждений и начальной школы. Методические рекомендации. - Челябинск: ЧОИУУ, 1991.
  4. Федосова Н.А., Плешаков А.А. и др. Дошкольное обучение: подготовка к школе. - Москва: Просвещение, 2004

 

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • База знаний uCoz